Выставка в галерее «Антония» и 60-летний юбилей художника Нугзара Кахиани

Когда фортуна поворачивается задом

50. Meeting after 20 years, canvas,oil, Nugzar Kahiani42.Preparation of Wine. Делаем вино,75х90sm,c.o., Nugzar Kahiani

В рижской галерее «Антония» открылась выставка грузинского художника Нугзара Кахиани, живущего в Латвии. 60-летний мастер пишет маслом яркие и жизнерадостные картины, на которых в авторской иллюстративной манере изображает женщин, детей, животных, сценки из жизни. Исполненные светлых чувств, лукавства и доброй иронии, они являются своеобразным аккумулятором позитива. 

Искусство с настроением

Гнетут унылые будни, не хватает солнца и свежести восприятия жизни? Тогда вам сюда – на ул. Бривибас, 157. «Вас излечит-исцелит добрый доктор» Нугзар Кахиани. Его лекарство от хандры – творчество. Сам радуется и других радует.

В день открытия выставки автору стукнуло шестьдесят. О чем он скромно умолчал в приглашении и тем самым поставил многих гостей в неловкое положение. «Если б я знал…» – сказал в сердцах посол Грузии в Латвии Константин Коркелия. 

Это вторая выставка грузинского художника в Латвии. Вы не поверите, но в родной Грузии Нугзар Кахиани ни разу не выставлялся, хотя география его вернисажей впечатляет: Санкт-Петербург, Берлин, Афины, Лондон, Флорида… Про музеи неизвестно, но его работы находятся во многих частных коллекциях мира: в России, Польше, Ирландии, Швеции, Англии, Германии, Франции, Бельгии, Греции, Испании, Израиле, Японии и США. Так вышло, что после службы в армии Кахиани поступил в Ленинграде в художественное училище им. Мухиной – так и осел в России, где женился на грузинке, стал отцом и прожил ни много ни мало 35 лет. Три года как сменил место жительства. Причины переезда с семьей в Латвию не афиширует. Здесь снимает двухкомнатную квартиру, в которой и творит. Написал в нашей стране уже с полсотни картин. Сорок выставлены в «Антонии». Пока ни одна не продана.

Его любимые художники – Гоген, Эль Греко, Боттичелли, Тернер, Пикассо. А вот сравнение с Пиросмани художника смущает: «У нас ничего общего. Не надо его оскорблять. Он великий художник. Хотел бы я быть Пиросмани…». И все же их сближает наивная манера живописи. Впрочем, авторский почерк Кахиани оригинален и неповторим: у него особенные колористика и ощущение жизни.

Увидев один раз, вы начнете узнавать его работы. На мой взгляд, автору особенно удаются дети – с милыми мордашками и хитрецой во взгляде. Вот мальчишки удят рыбу, а вот юные потомки виноделов давят ногами виноград. Детские лица неожиданно появляются на натюрмортах и портретах – как подсматривающие и будто случайно попадающие «в кадр». Автор мог бы с большим успехом иллюстрировать детские книжки или создавать рисунки для мультфильмов – как детских, так и взрослых. Но он выбрал масло и холст.

Позволю себе процитировать главного научного сотрудника Русского музея, члена Международной ассоциации художественных критиков Михаила Германа: «Дар Кахиани – редкий и удивительный дар. Ирония, сплавленная в единое целое с драгоценной живописной плазмой, острота мотива и индивидуальность персонажей, никогда не переходящая в занимательную повествовательность или изобразительный анекдот. Подобные примеры в истории живописи уникальны. Он создал свой собственный живописный мир, свой «магический кристалл», свою оптику. Он видит и реализует на своих полотнах вселенную, исполненную добра, но лишенную пустой сентиментальности, занимательности и салонной красивости. Все, малое и великое, смешное и трогательное, серьезное и мелочное, растворено в живописи и преображено ею…»

Среди персонажей Кахиани – фигуристы, шахматисты, трубочисты, лесорубы, охотник, гончар, парикмахер, саксофонист… Не равнодушен автор и к женским образам. Дамочки у него выходят очень кокетливыми и аппетитными. Взять, например, почти монументальное полотно «Диана-охотница» – похоже, что цель ее охоты – мужское внимание. «Девочка с розами», «Дама в шляпе», «Материнство», «Актриса», «Принцесса цирка», «Обнаженная с цветами», «Рождение Евы», «Лучница» – женских образов у Кахиани достаточно. Не обойдена им и тема любви – будь то грехопадение Адама и Евы или страстная встреча старых любовников через 20 лет.

«Диана-охотница».

32.Fate. Фортуна,70х80sm, c.o.,2010,Riga,Nugzar Kahiani49. Diana Hunter, Диана Охотница, canvas, oil, Nugzar Kahiani

Есть у него и пейзажи с синим-синим небом. Даже не верится, что все это буйство красок вылилось на холсты здесь, в Латвии. Что это – ностальгия по родине, тоска по солнечным странам? Впрочем, Кахиани и тоска – вещи несовместные, во всяком случае, в искусстве.

Откуда у автора такой оптимизм, когда кругом столько проблем?

«Я пишу картины на уровне подсознания. Дал Бог – выплеснул, и все! – говорит Кахиани. – Конечно, хочется, чтобы мои работы покупали. Но, с другой стороны, жалко продавать. Продашь – и сразу чего-то не хватает. Вот сейчас у меня дома пусто – так невозможно находиться. Скучно как-то».

Выставка называется «Как поймать Фортуну?». Фортуну художник изобразил в виде полуобнаженной красотки, соблазнительно выставившей свою филейную часть. Пусть каждый понимает по-своему: удача – это любовь, богатство или нечто ускользающее, дразнящее своим задом?


На дипломатической ноте

Посол Грузии в Латвии Константин Коркелия:

Мне хотелось бы, чтобы через творчество этого художника жители Латвии познакомились с культурой Грузии. О сегодняшней жизни в Грузии не очень много информации поступает, поэтому такие мероприятия должны поощряться. Нугзар Кахиани – один из тех людей, которыми мы очень гордимся. У нас с ним была идея организовать совместную выставку грузинских художников, живущих в Латвии, я знаю троих. Надеюсь, она будет реализована. Задача посольства – поощрять культурные отношения между нашими странами. Есть планы пригласить на гастроли в Латвию известный грузинский танцевальный ансамбль «Сухишвили». Конечно, это связано с финансами: нужно привезти и разместить 30–40 человек, но из-за кризиса мы не должны отодвигать культуру на второй план. На День независимости Грузии, 26 мая, хотим пригласить молодежный грузинский хор, исполняющий традиционные грузинские песни, чтобы он выступил в одной из рижских церквей.

Публикация газеты «ЧАС» 

27.01.2012 Оксана ДОНИЧ


Галерея «Антония» в Риге


Nuzgar Kahiani © 2000-2015